Множество брендов, производящих спортивную одежду, в своих самых тайных мечтах стремятся к славе именно компании Adidas, которая за свою почти вековую историю, несмотря на все проблемы и перипетии, стала самым известным и популярным производителем одежды во всем мире.
Рождение бренда
Основатель бренда Адольф Дасслер появился на свет в небольшом Баварском городе Херцогенаурахе 3 ноября 1900 года. С детства мальчик увлекался футболом (в годы первой мировой войны), на войну он не попал т.к. был очень юным, но на себе ощутил все проблемы тяжелого военного и послевоенного времени.
История бренда берет свое начало в 1920 году, когда в послевоенные годы, пораженная германия вставала с колен. Повсюду открывались производства, и одним из них стал небольшой цех по пошиву ортопедической обуви и домашних тапочек возглавляемый Адольфом Дасслером (Ади) в городе Херцогенаурахе.
Проблемы с поставками материалов еще не были налажены, поэтому обувь шилась и перешивалась из списанного военного обмундирования, а подошва изготавливалась из старых покрышек. Несмотря на тяжелое положение в стране, бизнес активно процветал и вскоре к делу присоединился старший брат Рудольф Дасслер.
В 1924 году компания получила название «Gebrüder Dassler Schuhfabrik» (Обувная фабрика братьев Дасслер). Условия работы были плохие, братья трудились в старой прачечной с постоянными перебоями электричества.
Дорога к успеху
Братья распределили обязанности: Рудольф отвечал за производство, а Адольф за реализацию. Дела стремительно шли в гору, на братьев работали 12 мастеров, успевающие производить 50 пар обуви в день.
В 1925 году, Адольф разработал уникальную подошву с шипами, выкованными братьями Целайн, которая принесла компании славу и успех. Модель была поставлена на поток и начала пользоваться популярностью среди спортсменов, благодаря своему удобству и комфорту.
Стремительный рост и развитие компании позволили скопить средства и расширить свое производство за счет аренды большого, удобного помещения в 1927 году, в нем свободно смогли разместиться 25 рабочих, что увеличило поток производимой продукции вдвое. Вскоре братья смогли выкупить арендуемое здание.
В 1928 году, совместно с Джозефом Вайтцером братья разработали и запатентовали шипованую подошву для спортивной обуви. В этом же году в Амстердаме проходила Олимпиада, где несколько спортсменов опробовали новинку и были очень довольны результатом.
Спустя 4 года, на Олимпиаде в Лос-Анджелесе, в обуви компании выступали именитые спортсмены, которые завоевали сразу несколько наград. Слух об удобной обуви расползался благодаря «сарафанному радио» среди спортсменов. Но Адольф решил не ждать у моря погоды и в 1936 году поехал в олимпийскую деревню (Олимпиада проходила на территории Германии) лично знакомиться со спортсменами. Именно там он познакомился с Джесси Оуенсу, афроамериканским спортсменом бегуном, который воспользовался предложением получить удобную обувь. Спортсмен поставил на Олимпиаде пять мировых рекордов и завоевал четыре золотых медали – это была лучшая реклама компании. После столь поразительных результатов, заказы посыпались на компанию со всего света.
К 1938 году братья смогли себе позволить покупку еще одной фабрики в своем городе и увеличить производство сразу в десять раз. Совместно две фабрики выпускали 1000 пар обуви в день.
Год спустя Германия вновь вступила в войну и, несмотря на то, что братья еще в мирное время вступили в нацистскую партию, они были отправлены на фронт. На территории фабрики немецкие войска хотели наладить производство гранатометов, но оборудование для шитья, ни в коей мере не подходило для поставленной задачи и Адольфа вернули на фабрику, заставив шить спортивную обувь для военных.
Братьев рассорило такое положение дел, и даже когда с фронта вернулся Рудольф, их отношения не клеились.
В 1945 году Херцогенаурах был оккупирован американскими войсками. Рудольфа забрали в лагерь, а Адольфа заставили изготавливать хоккейные коньки для США, согласно контрибуции. За это он получал списанную военную амуницию.
Год спустя оккупацию сняли, Рудольф вернулся домой, и братья начали строить бизнес с нуля, вернувшись к первоначальному изготовлению обуви из военной амуниции. Работники фабрики, которых оставалось всего 47 человек, соглашались работать не за деньги, а за натуральные выплаты (пряжа, дрова и т.д.).
В 1948 году умер отец Адольфа и Рудольфа, это было последним связующим звеном, они никогда не говорили причину ссоры, но их общение прекратилось. Братья забрали по фабрике и начали каждый свое производство. Адольф назвал фабрику «Adidas», а Рудольф «Ruda» (в последствии «Puma».).
В 1949 году, 18 августа считается официальным днем основания компании «Adidas» с ее фирменным знаком, частично взятым из прошлой эмблемы фабрики братьев.
Первая разработка новой компании коснулась футбольных бутсов для игры в непогоду. Следующим шагом было расширение бизнеса и внедрение новых направлений, в частности производство спортивных сумок. А благодаря знакомству с Вилли Зельтенрайхом, компания получила контракт на тысячу спортивных костюмов украшенных фирменными тремя полосками бренда на рукавах.
В 1952 году, во время Олимпийских игр, бегун Эмиль Затопек бегал в кроссовках Adidas и получил три золотых медали.
Два года спустя компания сшила коллекцию бутсов для национальной сборной Германии, которые в результате стали чемпионами мира.
На Олимпиаде в Мельбурне в 1956 году, компания Adidas провела большую рекламную компанию и уже к следующей Олимпиаде, большинство спортсменов были обуты в кроссовки бренда.
Все последующие спортивные мероприятия приносили компании огромную прибыль, независимо от того, насколько активно она была задействована в подготовке мероприятия.
В 1968 году на Олимпийских играх в Мехико, спортсмены, обутые в Adidas, показали отличные результаты по 35 бронзовых и серебряных медалей и 37 золотых.
Так продолжалось до 1978 года, когда умер Адольф Дасслер. Место руководителя заняла его супруга Катарина, которая хорошо понимала принцип работы компании и быстро переняла инициативу. Именно она смогла вывести компанию на самый большой рынок мира – в СССР – в 1979 году.
Катарина скончалась в 1984 году, и компанию возглавил сын основателя Хорст Дасслер. Его намерения были грандиозны, он даже успел наладить треснувшие отношения с Международной федерацией футбола и Международным олимпийским комитетом, но скоропостижно скончался в 51 год.
Дочери Адольфа, которые получили бразды правления после смерти брата, откровенно не справлялись с управлением и развитием компании. Дабы сохранить былую мощь компании было принято решение о ее продаже Бернару Тапи – предпринимателю и хозяину футбольного клуба «Олимпик Марсель». Сумма сделки составила ему 440 миллионов немецких марок (250 миллионов евро).
Несмотря на то, что к руководству пришел опытный бизнесмен, компания резко начала терять покупателей, и за несколько лет понесла убытки в несколько миллионов у.е. Свои позиции в сегменте производителей спортивной одежды стали занимать прямые конкуренты «Nike» и «Reebok».
Для спасения компании и выведения ее на рентабельный уровень было решено перенести производство в страны Азии. Высокая работоспособность и низкая оплата труда немного выправили дела компании. Для рекламной компании были привлечены звезды первой величины, в том числе и.
В 1993 году контрольный пакет акций был выкуплен Робертом Луи-Дрейфусом, который с новыми силами взялся за реализацию заранее намеченного плана. Для расширения ассортиментного ряда привлекались дизайнеры из конкурирующих компаний. Рынок стал постепенно поддаваться натиску воскрешающегося бренда.
Компания начала открывать собственные брендовые магазины, которые стали пользоваться большой популярностью.
В 1996 году компания вновь стала официальным спонсором Олимпийских игр, что поспособствовало активному росту популярности.
Год спустя компания присоединила к себе еще один спортивный бренд «Salomon Sports», расширив за счет этого производство под брендом Adidas Salomon AG.
Руководство Adidas решило расширить круг своих покупателей за счет молодого поколения, сделав упор на современные виды спорта. А так же сделать коллекцию одежду для субкультур, в частности для представителей хип-хопа. Данная компания имела большую популярность и на территории США, завоевав 12% рынка спортивной одежды, и 10% рынка спортивной обуви.
В 2001 году компанию возглавил Герберт Хайнер, который решил разделить компанию на два направления «Originals» и «Performance». Линия Originals направлена на облегчение тренировок спортсменам, благодаря использованию умных технологий, логотип данной линии классические три полоски компании Adidas. Вторая линия Performance это одежда на каждый день. Логотип линии Performance трилистник, созданный в 1972 году.
Компания Adidas неоднократно вступала в колоборацию с дизайнерами различной направленности. Так в 2004 году, совместно со Стеллой Маккартни была создана целая линия одежды Adidas by Stella McCartney. В этом же году компания выпустила еще одну линию, разработанную с хип-хоп певицей Мисси Эллиот.
Так же в 2004 году на чемпионате мира по футболу было отдано предпочтение мячу Adidas Roteiro.
В начале 2005 года компания решила продать Salomon Group концерну Amer Sports из Финляндии, а в августе Adidas приобрел одного из своих конкурентов, компанию Reebok, что позволило значительно увеличить объем продаж и приблизиться к главному конкуренту бренда компании Nike.
За свою историю компания Adidas разработала и приобрела несколько линий в различных направлениях. Повседневную и классическую обувь производит компания Rockport, снаряжением для хоккея занимается CCM, а одеждой и оборудованием для гольфа – Taylor Made Golf.
Объем продаж бренда превышает 10 миллиардов евро, на компанию работает более 38 000 человек.